В связи с введением санкций современный рынок грузоперевозок переживает серьезные изменения. Все больший интерес начинают представлять восточные направления – Китай, Монголия и страны ЮВА. Это доказывает и статистика грузооборота – по сравнению с прошлым годом он вырос на 5%. Заметно увеличилась и средняя дальность перевозок. Здесь рост составляет порядка 10%.

Об объемах грузов, идущих на Восток, по объективным причинам говорить сложно. Поскольку с введением Таможенного союза большая часть перевозок осуществляется через Казахстан, эта статистика является во многом скрытой.

О высоких перспективах развития восточного направления позволяют говорить сразу несколько факторов. Во-первых, Китай уже давно является одним из ключевых партнеров России в области импортно-экспортных операций. Во-вторых, доставка грузов из Европы начала утрачивать свою экономическую выгоду еще задолго до введения санкций, а процесс переориентации на Восток идет уже как минимум 7-8 лет. В-третьих, Китаю и странам ЮВА действительно есть, что предложить российскому рынку. Так, например, в силу продовольственных санкций со стороны ЕС и США освободившуюся нишу вполне может занять Монголия, как поставщик качественных продуктов питания.

Безусловно, радует и тот факт, что для перестройки логистики не потребуется значительных временных затрат. Многие транспортные схемы уже отработаны. Остается только нарастить объемы грузоперевозок. И, по сути, сейчас происходит всего лишь обычная смена направлений.

Кстати, актуальные тенденции с переориентацией на Восток охватывают не только область автоперевозок. Транспортные компании активно пользуются возможностями морских линий и дальневосточных портов, что в большинстве случаев позволяет еще и сократить издержки.

Серьезное внимание уделяется и развитию железнодорожных контейнерных перевозок. Так, например, уже сейчас поднимается вопрос о восстановлении Улан-Баторского направления, которое позволит увеличить грузопоток из Россию в Монголию и обратно.

Однако, несмотря на явный рост интереса к Востоку, по-прежнему остаются проблемы, которые мешают полноценному развитию бизнеса. Это и трудности со въездом на территорию Китая через Казахстан, и отрезанность Узбекистана. Поскольку эти проблемы носят межправительственный характер, автоперевозчики повлиять на ситуацию не в силах. Соответственно, все, что пока остается, – это надеяться на скорейшее решение этих вопросов на государственном уровне.