Реализация одного из важнейших современных проектов – моста через Керченский пролив – оказалась под угрозой. При стоимости в 228 млрд рублей финансирование стало далеко не самой главной проблемой. Как отмечают специалисты, технические трудности возникают из-за сложных природных условий. За строительство моста не берутся ни российские, ни иностранные компании. Первые опасаются инженерных сложностей, вторые – международных санкций. Сроки реализации проекта снова переносятся – в прошлый раз его собирались завершить к Олимпиаде в Сочи в начале 2014 г.

К концу периода выбора подрядчика обнаружилось, что на данный момент проект моста отсутствует, к тому же, до сих пор не проведены геологические изыскания для уточнения условий строительства.

Сейсмологические риски региона строительства высоки – возможны землетрясения до 8-9 баллов, а образующиеся зимой льды однажды уже стали причиной разрушения Керченского моста, построенного в 1944 г. Осложняет ситуацию подвижный илистый грунт, наличие тектонического разлома и грязевых вулканов.

Специалисты отмечают, что альтернативой может стать тоннель. Однако для обеспечения его высокой пропускной способности, при которой возможны постоянный пассажиропоток и грузоперевозки, необходимы немалые денежные вложения и конкретное решение технических проблем.

Установленный срок окончания строительства Керченского моста – 16 декабря 2018 г. Однако, учитывая многократные переносы временных рамок работ, можно предположить, что проблема транспортного сообщения между Крымом и Краснодарским краем останется актуальной в ближайшие годы. Сегодня к существующим проблемам добавились еще и политические, поэтому вероятность заморозки проекта многократно возросла.

В сентябре 2014 г. были сделаны первые шаги по подготовке к реализации задуманного. По данным Министерства транспорта, проводятся мероприятия по очистке прибрежных территорий от мин, оставшихся со времен Второй мировой войны.

Эксперты отмечают, что вероятность участия иностранных компаний в возведении очень мала. Негативными факторами выступают спорный юридический статус объекта и напряженная политическая обстановка.

Российский бизнесмен Геннадий Тимченко, кроме того, отмечает гнетущую неопределенность: «Не уверен, что мы справимся. Не хочется брать на себя репутационные риски. Непонятно, какова будет стоимость, проекта-то нет».

А тем временем транспортная изоляция – серьезная проблема для экономики Крыма, главным источником доходов которого был туризм. Несмотря на то, что альтернативные пути развития региона уже обсуждаются, четких планов на этот счет до сих пор нет.